Зарегистрироваться8 (800) 350-01-20

«Облачная инфраструктура»: в чем преимущество перед корпоративным сервером

В последнее время облачная ИТ-инфраструктура становится все более распространенной. Однако для бизнеса не всегда понятно, чем облачные сервисы лучше физических серверов, расположенных в офисе компании. Чтобы принять решение о миграции цифровой инфраструктуры бизнеса в облако, необходимо понимать преимущества этого подхода.

Облачная виртуальная инфраструктура – это не технологии, а модель использования и предоставления сервисов и ресурсов, управления ими. При этом сетевые каналы, приложения, процессоры, память и другие устройства составляют общий комплект, доступ к которому пользователи получают по запросу. Для предоставления доступа облачному провайдеру не нужно тратить время и чрезмерные усилия – подключить нового пользователя можно быстро. Сами пользователи могут не знать место, где фактически расположены серверы с данными, не понимать, как работает облако.

Характеристики и преимущества облачной ИТ-инфраструктуры


Выделим основные черты такого подхода:

  • Общая структура. Физические серверы, процессоры, СХД (системы хранения данных) – это не разрозненные компоненты, они объединены в единую систему, организованы. Работа с такими ресурсами сводится к управлению большой системой. Ее объем памяти для хранения данных, вычислительная мощность – это суммарное значение объема и мощности всех элементов, входящих в систему.
  • Виртуализация. Все ресурсы находятся в своеобразных электронных «ящиках хранения», или «контейнерах». В них прописаны правила управления, доступа, работы с конкретным ресурсом.
  • Доступ по сети. Для работы с ресурсами необходим интернет. Подключиться по сети можно из любой точки мира – расположение пользователя не имеет значения. Ресурсы имеют вид веб-служб, работать с которыми можно, используя и комбинируя привычные интерфейсы.


Главное отличие облачной инфраструктуры предприятия – в методах управления ресурсами, а также способах, которыми они предоставляются клиенту. У них есть ряд отличий от обычной ИТ-инфраструктуры с использованием физических серверов компании.


Какие преимущества облачной виртуальной инфраструктуры?

  • Безопасность. У ресурсов многоступенчатая защита. Они защищены шифрованием (по периметру), брандмауэром, на локальном уровне – внедрением в «контейнеры» правил доступа и пользования. Это повышает безопасность критически важной для бизнеса информации.
  • Эффективность. Производительность облачной инфраструктуры не зависит от географического расположения вычислительных систем пользователя, их мощности. Для работы с облачными сервисами не нужно обновлять вычислительную технику, покупать мощные дорогие сервера. Облако быстро масштабируется при изменении потребностей бизнеса, поэтому можно выбрать необходимый объем ресурсов для полной загрузки.
  • Надежность. Облачная инфраструктура гарантирует сохранение информации. В ней реализован алгоритм создания резервных копий. На резервирование выделяются ресурсы – при необходимости можно создать запрос для восстановления данных. В офисе не нужно создавать бэкапы, выделять объем СХД для хранения резервных копий.
  • Гибкость. Использования облака превращает ИТ-инфраструктуру в гибкий инструмент. Объем ресурсов можно изменить: в период пиковых нагрузок увеличить, а позже – уменьшить. Поменять конфигурацию аппаратного и программного обеспечения, перевести их на уровень новых бизнес-услуг можно очень быстро.
  • Простота доступа. Физический сервер, установленный в компании, не всегда позволяет работать с бизнес-услугами, устанавливать большое количество приложений и задействовать значительный объем ресурсов. Внедрение облака обеспечивает стабильный доступ к информации, услугам, приложениям вне зависимости от их количества или объема памяти. Работать с ними можно через браузер.
  • Оптимизация. Поскольку облачная инфраструктура – это единая система, ресурсы, которые использует пользователь, можно оптимизировать. Это позволяет получить максимальную производительность и широкие технологические возможности при минимальных расходах.
  • Автоматизация. Распределение облачных ресурсов происходит автоматически – программное обеспечение отслеживает объем, необходимый пользователю, динамически предоставляя его. Корпоративным ИТ-сотрудникам не нужно вручную предоставлять ресурсы пользователям. При этом запросы становятся более точными.


Облачная инфраструктура предприятия или компании позволяет изменить способы работы с технологическими ресурсами. Измерить потребность в ресурсах, сервисах можно очень точно, легче ее дозировать. Пользователи платят за то, с чем фактически работали, поэтому бизнесу проще планировать и мониторить расходы.
Услуги пользователю предоставляют по запросу. Сам клиент регулирует объемы услуг, а подключиться к облаку можно без привязки к географическому положению или времени суток. Для этого необходимо подключиться к интернету, иметь права доступа к ресурсам.


Облачные сервисы для бизнеса


В бизнесе ИТ-инфраструктура необходима для предоставления конкретных услуг. Это антивирусная защита, доступ к электронной почте, бухгалтерским программам, корпоративным чатам и другим сервисам. Чтобы получить доступ к этим услугам и обеспечить их штатную работу, используют, физические серверы, каналы связи, процессоры системы хранения данных. Такие технологические ресурсы называют базовыми.
ИТ-компании давно разрабатывают готовые бизнес-системы, сдавая их в аренду или продавая предпринимателям. С развитием облачных технологий такие услуги вышли на новый уровень. Облачная ИТ-инфраструктура превзошла по популярности локальные системы. Работать с корпоративной почтой, аналитическими программами, CRM при подключении облака комфортнее и проще, объемы ресурсов и число пользователей легко масштабируются.
Сегодня количество виртуальных серверов превзошло число физических, и вряд ли эта тенденция пойдет на убыль. Объяснение этому факту – экономическое. Подключив облачные сервисы, бизнес может на 20% сократить количество физических серверов компании. Это приводит к снижению расходов на аренду комнаты для серверного оборудования, на покупку новых серверов, на оплату электроэнергии, на охлаждение и вентиляцию серверных – работая, оборудование выделяет большой объем тепла, поэтому без охлаждения может перегреться. Суммарно расходы бизнеса сокращаются на 20-25%.
Виртуализация бизнес-процессов происходит в разных странах мира – более 70% таких проектов аналитики называют успешными.


Защита облачной ИТ-инфраструктуры


Среди недостатков облачных технологий скептики называют риск потерять доступ к данным. Такие опасения беспочвенны, поскольку у корпоративных серверов риск утери или утечки информации, физического или хакерского взлома выше. В cloud-инфраструктуре реализовано не менее трех-четырех уровней защиты от покушений различных типов. Обеспечить полную ИТ-безопасность самостоятельно могут далеко не все компании.


Защита информации на физическом уровне


Уничтожить физический сервер или похитить его из офиса компании относительно просто. Такую технику можно унести в руках, сделать это может один злоумышленник. Облако использует мощные физические серверы, установленные в крупных дата-центрах. Защита от физического хищения или порчи в них организована принципиально по-другому. Территория дата-центров закрыта для посторонних, система охраны состоит из нескольких уровней. Круглосуточно ведется видеонаблюдение, мониторинг всех помещений и прилегающего пространства. Организован строгий контроль доступа, поэтому у злоумышленников нет шансов попасть в дата-центр.
Серверные стойки в них – масштабные, крупные и тяжелые, поэтому вынести их одному или нескольким людям невозможно. Доступ к помещениям разграничен даже для сотрудников, поэтому риск физического хищения или порчи носителя информации стремится к нулю.
Облачные провайдеры распределяют данные клиентов по двум и более серверам, используя специальное программное обеспечение. Информация дублируется в двух дата-центрах, которые географически удалены друг от друга. Обязательно проводится резервное копирование, бэкапы хранятся отдельно. Даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, взрывов, пожаров) практически исключена полная потеря информации. Данные можно восстановить с другого сервера или из бэкапа.


Защита от кражи или взлома пользовательского аккаунта


Взлом облака по сети практически невозможен. Облачные провайдеры подключают мощное защитное программное обеспечение, которое отражает и предотвращает хакерские атаки. Корпоративный сервер защищен от хакеров хуже: не все компании и предприятия могут купить такое ПО, поэтому злоумышленники способны получить к нему доступ извне.
Хакеры могут украсть информацию, получив логин или пароль пользователя. Чтобы избежать такой ситуации, бизнесу необходимо разработать правила информационной безопасности, следить, чтобы сотрудники их соблюдали. Снизить риск хищения пароля или логина можно, используя для доступа к облаку двухуровневую аутентификацию.
Надежный облачный провайдер предоставляет защищенные средства доступа к облаку – API, программное обеспечение. Пользователи могут использовать другие программы для работы с облачными сервисами, но при этом необходимо учитывать уровень защиты интерфейсов таких средств. Стороннее ПО может стать причиной утечки конфиденциальной бизнес-информации. Перед использованием стороннего ПО либо API необходимо проверить уровень защиты интерфейсов. Они должны шифровать информацию, позволять управлять доступом, включать аутентификацию.
Узнать логин либо пароль к аккаунту злоумышленники могут от сотрудников фирмы – шантажируя или подкупая их. Такая опасность одинакова для облачного и корпоративного серверов, снизить риск утечки информации таким способом обязана служба безопасности бизнеса. У злоумышленников нет возможности узнать ключи шифрования, логины либо пароли у сотрудников cloud-провайдеров – эта информация не хранится в явном виде.


Шифрование данных


Облачная виртуальная инфраструктура защищает сетевой трафик при передаче информации. Облачные провайдеры используют надежные системы шифрования, которые не позволяют проанализировать трафик, получить из него конфиденциальную бизнес-информацию. Данные шифруют HTTPS-протоколами, обязательно применяют SSL-сертификаты. Дополнительно провайдеры могут защищать информацию пользователя криптографическими системами шифрования – такие решения обязательно должны быть сертифицированы. Дополнительная защита применяется по запросу клиентов. Она позволит максимально защитить критическую бизнес-информацию.
Шифрование данных защищает трафик от перехвата анализаторами, от утечки информации.

Защита от DDoS-атак


Корпоративные серверы могут подвергаться DoS-атакам, при которых хакеры отправляют множество запросов одновременно. Для их обработки вычислительная система задействует максимальный объем ресурсов, что приводит к перезагрузке системы, программы, услуги или приложения. Пользователи не могут продолжать работу, не имеют доступа к ресурсу. Такие хакерские атаки на физические серверы компания происходят довольно часто.


Хакеры проводят атаки разных типов:

  • DDoS – запросы отправляют из многих интернет-точек одновременно;
  • асимметричные атаки прикладного уровня – хакеры нарушают работу приложения через уязвимые, слабые места баз данных, серверов или других ресурсов.


Мощные интернет-атаки из разных точек зачастую парализуют работу всей корпоративной структуры. Противодействовать ей обычные корпоративные серверы не могут. В отличие от них, облачная ИТ-инфраструктура защищена от DDoS-атак. У провайдеров есть дополнительные каналы связи, пропускная ширина каналов намного больше, чем у корпоративных. Выход в интернет разнесен, а количество файерволов и маршрутизаторов достаточное для защиты. Провайдер принимает весь входящий трафик, специальные анализаторы фильтруют его, после чего легитимный трафик доставляют до клиентского сервиса.


Частые причины отказа от облака


Компании могут отказаться от использования облака по разным причинам – не все имеют под собой логическое обоснование или являются объективными.

  • Неприятие IT-отдела. Это распространенная причина, по которой бизнес не мигрирует в облако. ИТ-сотрудники видят в такой инфраструктуре угрозу, опасаются потерять авторитет или рабочее место. Опытные системные администраторы после облачной миграции могут тестировать, запускать, разрабатывать новые сервисы вместо серверного администрирования.
  • Отказ от облака может базироваться на ощущениях руководителей бизнеса. Неправильные расчеты или их отсутствие дает ошибочное представление о цене облачной миграции. Руководители считают перенос инфраструктуры в облако дорогим, но это экономически более обоснованное решение, чем обновление парка физических корпоративных серверов. Провайдеры предоставляют возможность помесячной аренды облака, оплата фиксированная. Это снижает расходы на работу с облачной инфраструктурой. Бизнесу не нужно выделять деньги на модернизацию и ремонт оборудования, тратить время и ресурсы на выполнение технического обслуживания инфраструктуры. Эти работы выполняет провайдер. Иногда бизнес может сократить количество сотрудников ИТ-отдела, что приводит к экономии корпоративного бюджета. Расходы на аренду облака, а также на организацию работы инфраструктуры на нужном уровне или увеличение объема ресурсов переходят в категорию операционных, регулярных. Компании не нужно закладывать в бюджет капитальные расходы, что снижает размер налога на прибыль, упрощает финансовое планирование. Подключение к cloud-сервисам исключает форс-мажорные ситуации, когда корпоративные серверы выходят из строя, поэтому приходится выводить из оборота активы для их ремонта или покупки нового оборудования. Бизнесу не требуется обновлять компьютерный парк, арендовать и обустраивать помещение для серверной комнаты. Упрощается поиск офисов для аренды.
  • Иногда компании отказываются от миграции в облако из-за низкого качества интернета. Такая проблема действительно становится препятствием – не только для работы с облачными сервисами, но и для нормального ведения бизнеса. Качественный интернет-канал – это необходимость для компании, который обеспечивает связь с клиентами, поставщиками, партнерами. Если бизнес выдвигает специфические требования к надежности, пропускной способности, качеству, стабильности работы, безопасности каналов, то облачный провайдер может организовать выделенный канал доступа от хранилища данных к клиенту.


Объективная причина для отказа от перевода корпоративной ИТ-инфраструктуры в облако – государственные постановления и запреты. Контролирующие органы могут закрыть или ограничить доступ к критически важной информации структур, обеспечивающих национальную безопасность, финансовых организаций. В остальных случаях переезд в облако упрощает ведение бизнеса, расширяет его возможности, повышает эффективность ИТ-инфраструктуры. Пользователи получают доступ к новому уровню сервисов, делают их гибкими, могут внедрить инновационные технологии. Технологические барьеры, непреодолимые для небольших компаний, устраняются при работе в облаке.

Наш телеграм-канал
Регулярно пишем о технологиях.
Подписаться